Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Разработка учебных курсов

Косатов Александр Вадимович, преподаватель колледжа радиотехники и связи.

Введение

Уровень компьютеризации всех сфер деятельности человека постоянно возрастает. Компьютеры применяются почти везде: на работе и дома, в офисе и в цехах, в сфере обслуживания и на производстве. Использование компьютерных технологий является одним из приоритетных направлений в современном образовании. Естественно, что эти технологии требуют не только четкой и гибкой методики разработки, но и определенного уровня компьютерной грамотности преподавателей. Причем уровень требований постоянно растет: вчера – специалисты информатики, сегодня математики, физики, биологи и др. специалисты–предметники.

В докладе рассматривается технология разработки учебных курсов от самой идеи до их непосредственного проведения. Мной разработан, и с начала этого учебного года проведен курс «Повышение компьютерной грамотности преподавателей-предметников». В процессе проведения выявились сильные и слабые стороны методики, с которой я хочу вас ознакомить. Этапы разработки Все специальные курсы, разработанные индуктивным методом (от общего к частному), строятся по единой схеме, включающей следующие этапы: Предварительный этап Подготовительный этап (написание курса) Выбор цели и исходных источников Выявление и построение структуры курса, структурное деление Декомпозиция Рекомпозиция Структурно- стилистическое редактирование Контроль Экспертиза Основной этап (проведение курсов) Завершающий этап Выявление недостатков курса, доработка Рецензирование, регистрация Тиражирование и распространение Подробное описание каждого этапа. Остановимся подробнее на каждом этапе, расшифруем его содержание и попробуем оценить результаты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На предварительном этапе осуществляется выбор курса. Это один из самых ответственных этапов работы. Выбор осуществляется на основе результатов маркетинговых исследований. Должны быть выявлены уже существующие курсы по данной проблематике, определены предполагаемые затраты и время, необходимые для создания курса, а также его возможная аудитория, которой адресован курс. Либо тип аудитории позволяет определить общие требования к курсу и выбрать методику преподавания. Общеобразовательные курсы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем общей подготовки обучаемых (необходима оценка имеющихся знаний и подстройка материала для оптимального изложения). Важно обеспечить такое согласование тем обучения, чтобы изучение одной темы не шло в ущерб другой и не опережало изучения параллельных тем. Курсы специального образования должны учитывать уровень подготовки, давать возможность не повторять уже известные темы, обеспечивать наличие самой последней информации в данной предметной области.