Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Применение интеллект-карт при обучении информационным технологиям

Усманова Гульмира Эдильевна, КГКП «Геологоразведочный колледж» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата

Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова – ее применяют при обучении испокон веков.

Составление схем мыслей в виде интеллектуальных карт как методику создания но-вых идей, взял предприимчивый британец Тони Бьюзен (Tony Buzan), известный писа-тель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления, который назвал свой метод «Mind Maps» и использовал его для создания ряда компьютерных программ. Впервые теория интеллект – карт, т.е. «Mind Maps» была пред-ставлена миру весной 1974 года после публикации книги Тони Бьюзена «Работай голо-вой». Вот как он описывает данный метод:

"..мысленная карта строится на основании центрального слова или концепции, вокруг которых располагаются от 5 до 10 главных идей, имеющих к нему отношение. Каждое из этих дочерних слов опять-таки окружается 5-10 главными идеями."

В основу составления интеллект – карт положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» — это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным.

В основе ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ лежит предположение, что для человеческого мозга естественно:

• Ассоциативное (радиантное) мышление.

• Иерархическое мышление. А также предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит:

• Визуальное мышление.

Даже для "аудиалов" и "кинестетиков", у которых визуальное мышление не столь сильно развито. Т.е. в большинстве случаев "слабая" визуальная система лучше справится с обработкой и структурированием информации, чем "сильная" аудиальная или кинесте-тическая.

Варианты использования интеллект-карт в преподавании:

-Объяснение темы

-Подкрепление понимания

-Проверка знаний

-Оценка знаний