Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Применение информационных и коммуникационных технологий для организации личностно-ориентированного обучения

Ульянова М.Е.(Электротехнический колледж)

Введение

Ведущим стратегическим направлением развития образования в мире, на сегодняшний день, является личностно-ориентированное образование, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом: человек воспринимает окружающий мир сквозь призму собственного отношения и понимания, он стремится к самопознанию и самореализации. Ведущими идеями личностно-ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются:

• Развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка

• Процесс усвоения знаний из цели превращается в средство развития учащегося

• Обучение строится на принципах вариативности, то есть разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которого осуществляется преподавателем с учетом цели развития каждого ребенка.

Применение информационных и коммуникационных технологий для организации ЛОУ позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. Применение информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Их использование создает возможность доступа к новейшей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. А дополнительные эффекты — сочетание цвета, звуковой речи, мультипликации, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Основная часть

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы, способствует индивидуализации обучения.

Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными методами обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выделить следующие дидактические возможности компьютера:

• расширение возможностей для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

• привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;