Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Повышение профессиональной компетентности путем внедрения в учебный процесс информационных технологий

Г.М. КАЛДАМАНОВА Учреждение: колледж «Семей», г. Семей

Модернизация современного образования нацеливает нас на поиск и применение педагогических средств, способствующих повышению качества образовательного процесса. Ключевой фигурой в решении этой важной социально-экономической задачи является педагог профессионального обучения. В своей деятельности он должен исходить их того, что цель профессионального образования в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить конкурентоспособного специалиста.

Педагог должен с первых дней пребывания обучающегося в колледже ориентировать его на формирование профессионально важных личностных качеств, реализуя профессионально-ориентированный подход в обучении. Рынок труда предъявляет к современному специалисту целый ряд новых требований, которые не связаны с конкретной дисциплиной, а носят интегральный, универсальный характер, подразумевающие необходимость формирования у будущих специалистов определенных компетенций.

(Под компетенцией понимается комплексная организация знаний, умений и навыков, полученных по различным дисциплинам и из разнообразных источников, которая позволяет ставить новые цели по преобразованию ситуаций и достигать их.) Определено пять приоритетных компетенций, которые необходимо сформировать у специалиста: социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная и специальная. В профессиональной подготовке специалиста ведущую роль играет специальная компетенция- подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке своего труда. Для педагога компетентность определяется в научно- теоретической готовности в области преподаваемого предмета и педагогического мастерства. Одной из приоритетных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию компетентностно — ориентированного подхода к обучению и формированию специальной компетентности, являются информационные технологии. В условиях информатизации образования, преподавателю необходимо не только глубоко разбираться в вопросах дидактики, структурирования материала, а еще и иметь дополнительную специальную подготовку для использования в своей практике компьютерных средств, уметь организовать и осуществить руководство познавательной деятельностью учащихся с применением информационных компьютерных технологий.

Преподавателю необходимо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими технологиями. В настоящее время информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в учебном процессе. Поэтому естественным является возвращение к вопросу о наиболее эффективных способах применения электронных учебных изданий и ресурсов. Включение компьютера в процесс обучения не меняет сам процесс.