Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Компьютеризация учебного процесса

Усманова Г.Э.

Широкая компьютеризация является одной из наиболее актуальных проблем современного общественного прогресса. Компьютеризация учебного процесса приводит к совершенствованию методов и форм педагогической деятельности, повышению компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные науки – очень популярные и стремительно развивающиеся области знаний. Обоснование простое: человеческое общество XXI века – информационное общество. Об этом говорят цифры: в ведущих странах занятость населения в информационной сфере составляет 60%, а в сфере материального производства – 40%. Именно поэтому специалисты, владеющие информационными технологиями, являются наиболее дефицитными, высокооплачиваемыми и перспективными работниками.

Подготовка такого рода специалистов во многом зависит от педагогического мастерства учителя, основанном на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Информационно — компьютерная грамотность специалиста-педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровнях элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Одной из особенностей работы преподавателей, обучающих информационным технологиям, является необходимость обработки огромного количества информации, ее постоянного обновления. Попыткой использования возможностей компьютера в сборе и хранении информации являются базы данных. Особенно это важно в настоящее время для дисциплин, связанных с геологией. Карты на бумажных носителях подвержены быстрому физическому старению. Бумажная основа карт со временем дает усадку, коробится, делает невозможным точное совмещение карт из разных источников и понижает точность результирующей карты, а значит, и результат исследований. Кроме физического старения вся картографическая информация быстро меняется с течением времени. Таким образом, все труднее становится выполнение таких задач, как быстрота получения информации и ее актуальность.

Решение такой задачи стало возможным благодаря появлению нового направления в компьютерных технологиях – геоинформационные системы (ГИС). ГИС – это технология, которая объединяет традиционные операции с базами данных, такие как, например, запрос, и пространственный анализ с преимуществами полноценной визуализации и географического анализа, которые предоставляет карта.