Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Из опыта создания гуманистической образовательной среды.

Альханова А.Т., колледж радиотехники и связи.

В условиях современного развития социально-экономических процессов казахстанского общества заметно возросла всевозрастающая жестокость, отсутствие милосердия, сострадания, чуткости, взаимопомощи, дефицит взаимопонимания между людьми, что приводит к возникновению отношений, принижающих человеческое достоинство. Недостаточный уровень сформированности эмпатической культуры студентов способствует обострению данной проблемы отношений, поэтому перспективной линией профессиональной подготовки учащихся становится формирование эмпатической культуры будущих специалистов, обеспечивающей успешное взаимодействие в современном социокультурном пространстве.

По нашему мнению общепедагогическое и практическое значение проблемы, доказывает необходимости ее решения и правильный выбор темы: «Формирование и развитие личности будущего специалиста в условиях гуманистической образовательной среды».

Гуманистическая образовательная среда является культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей и обладает такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Это среда, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие; осуществляется социально-педагогическая защита, помощь и поддержка каждого учащегося в его адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

Гуманистическая образовательная среда реализует принцип гуманизма, предполагающего отношение к личности учащегося как к самоценности.

Цель каждого преподавателя для создания гуманистической образовательной среды:

обосновать комплекс педагогических условий формирования студента как будущего специалиста в гуманистической образовательной среде;

Создание образовательной среды, мотивация и совместное с учащимися достижение образовательной цели;

обеспечение развития индивидуальности каждого учащегося;

обеспечение общественно и личностно значимые достижения профессиональной подготовки каждого учащегося. И многое другое.

Формы образовательной деятельности: Лекции, семинары, практические работы. Экскурсии, наблюдения, беседы. Постановка и проведение экспериментов. Деятельность, направленная на эмоциональное восприятие природы (включая творческие, художественные виды деятельности). Работа в малых группах, обучение через сотрудничество, «мозговой штурм». Ролевые игры, направленные дискуссии, инсценировки. Решение проблемных (учебных) задач, учебно-исследовательские проекты.