Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Информационная компетентность в образовании

Кумашева Ш.К., колледж радиотехники и связи

Современные проблемы образования заставляют задуматься о том, как сделать процесс обучения более эффективным. И одним из важнейших направлений модернизации системы образования, позволяющим решить данный вопрос, является информатизация образовательного процесса. Однако в условиях информатизации образования возникает острая необходимость подготовки специалиста, способного осмыслить и реализовать на практике применительно к образовательному процессу достижения информационных технологий (ИТ), т.е. обладающего информационной компетентностью. «Информационная компетентность — это сложное индивидуально- психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии. Информационный компонент в профессиональной деятельности учителя по решению любой педагогической задачи представляет собой совокупность установок, ценностей, знаний, умений, руководствуясь которыми он определяет цели своей работы, осуществляет диагностику уровня и состояния проектируемого объекта; отбирает содержание и педагогические технологии, адекватные планируемому результату; оценивает качество результата» (1). В зависимости от профессиональных навыков и умений и способности принимать решение в нестандартных ситуациях в области ИТ, различают несколько уровней информационной компетентности. Существует два подхода к определению уровней информационной компетентности: первый подход основывается на анализе компонентного состава этого понятия, второй – на анализе поэтапного развития преподавателя в области ИТ. И в том, и в другом подходе выделяют 4 уровня информационной компетентности. Высший уровень информационной компетентности характеризуется системностью знаний и умений в области информатики, умением преподавателя распознавать и решать проблемные ситуации с использованием информационных технологий, владение профессиональной терминологией, обладание навыками научно-исследовательской деятельности, стремлением постоянно расширять и углублять свои знания в области ИТ. Модернизация образовательных систем требует не только количественных показателей в подготовке кадров, но и существенного профессионального роста учителя в процессе освоения новых технологий. Одно из решений данной проблемы состоит в работе преподавателя информатики по направлению «системный аналитик информационно- образовательных систем». Системный аналитик по информационно-образовательным системам – это специалист в области информатики, педагогического проектирования и управления образованием, способный выполнять следующие функции:

— создавать, пополнять и поддерживать в рабочем состоянии библиотеки информационно-образовательных систем, используемых в обучении;