Областное методическое объединение: программного обеспечения и информационных систем

Формирование познавательной самостоятельности обучающихся посредством метода проектов

О.Г. Кузнецова – преподаватель информатики, Колледж экономики и финансов

Проектная деятельность формирует способности самостоятельно мыслить. Добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Учебный проект – это ограниченно во времени целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству знаний.

В процессе проектной деятельности обучаемых синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучаемые ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения.

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также самомотивацию обучаемого.

Основным принципом проектной работы является совместная деятельность преподавателя и обучаемых.

Проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам (схема №1).

Метод проектов может быть использован в любой учебной дисциплине. По информатике метод проектов целесообразно применять при изучении следующих тем:

— «Компьютерные презентации»

— «Создание и редактирование документа»

— «Электронные таблицы»

— «Создание базы данных»

— «Построение и исследование модели»

— «Разработка веб-сайтов»

Работа над проектом по любой из вышеперечисленных тем осуществляется в несколько этапов:

— Подготовительный этап

— Этап планирования

— Исследовательский этап

— Отчет

-представление результатах исследования

— Этап оценки результатов выполнения проекта

На занятиях по информатике обучающиеся ранее изучали различные формы представления проектов: web-странички, текстовый документ в виде шпаргалок, слайд-шоу из необходимых иллюстраций. Творческий подход к выбору формы представления результатов работы может подсказать и другие формы. Схема №1 — Типология проектов